Особенности расположения велосипедов на проезжей части
Описание: Расположение велосипеда на проезжей части согласно Правил дорожного движения
Категории: Общее
Ссылка на статью: Выделить всё
[url=https://veloykt.ru/kb/viewarticle?a=10&sid=9c5e19d760ded0c5c587c0c15dcc1a86]База знаний - Особенности расположения велосипедов на проезжей части[/url]
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о расположении велосипедов при движении по проезжей части дороги. Дело в том, что правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедисты двигались по правому краю проезжей части (пункты 24.2 и 24.7 ПДД).
Однако у водителей возникают вопросы по поводу того, насколько близко к бордюру должны ехать велосипеды и имеют ли они право смещаться ближе к центру дороги. Правила не дают однозначного ответа на указанные вопросы, увы.
Здесь рассмотрены 2 варианта трактования термина "по правому краю проезжей части" и аргументы в пользу каждого из них.
Примеры движения велосипедов и мопедов
Водители, которые управляют велосипедом редко или не управляют указанными транспортными средствами вообще, обычно не могут понять, в чем суть рассматриваемой сегодня ситуации.
Действительно, на первый взгляд кажется, что велосипеды могут спокойно ехать по самому краю проезжей части и удаляться от него нет никакой необходимости. Именно так и происходит на участках дорог без других транспортных средств:
Однако на практике дело обстоит по-иному. У правого края проезжей части могут быть припаркованы автомобили (без нарушения правил). Также у правого края располагаются остановки маршрутных транспортных средств:
Если водитель велосипеда "уперся" в автобус, стоящий на остановке, то он, конечно же, может дождаться завершения посадки пассажиров и лишь после этого продолжить движение. Обычно это не занимает много времени. Если же впереди припаркованы автомобили, то ждать их отъезда можно несколько часов или даже дней.
Еще одна ситуация, которая вызывает больше всего вопросов у водителей велосипедов. Речь идет об установке знаков "Направления движения по полосам" перед перекрестком. При этом из правой полосы движение разрешается только направо:
Может ли водитель велосипеда перестроиться на вторую полосу движения, чтобы продолжить движение прямо?
2 варианта трактовки расположения велосипедистов
Среди водителей существуют 2 варианта трактовки термина "по правому краю проезжей части":
Двигаться можно только у самого края, не отдаляясь от него ни на сантиметр.
Велосипеды могут смещаться от края проезжей части, если движение вдоль края невозможно.
Рассмотрим аргументы в пользу каждого из вариантов:
1. Движение только у бордюра
В пользу этого варианта говорит сама формулировка пунктов 24.2 и 24.7 ПДД:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
...
Указанные пункты прямо говорят о правом крае и не предусматривают удаление двухколесных транспортных средств в случае необходимости.
Против данного варианта говорит тот факт, что такая трактовка делает велосипеды абсолютно бесполезными транспортными средствами в городах. Если велосипед не может объезжать припаркованные автомобили и проезжать на перекрестках прямо, то дальше "своего двора" в городе на нем не уедешь. Получается, что нормально ездить на велосипедах можно только вне населенных пунктов. Сомневаюсь, что законодатели хотели добиться именно этого при введении очередной редакции правил.
2. Движение по возможности ближе к правому краю проезжей части
Подобный вариант выглядит более адекватным, т.к. он позволяет велосипедам объезжать припаркованные автомобили и проезжать прямо на всех перекрестках. Тем не менее, ПДД прямо не говорят о том, что велосипеды могут удаляться от бордюра.
Если бы в пунктах 24.2 и 24.7 фразу "по правому краю проезжей части" заменить на фразу "по возможности ближе к правому краю проезжей части", то все встало бы на свои места.
Кроме того, есть еще несколько несоответствий в правилах дорожного движения, которые говорят именно в пользу варианта номер 2.
- Если велосипедисты не могут удаляться от правого бордюра, то полностью теряет смысл абзац 6 пункта 24.8 ПДД:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
Данный абзац запрещает поворачивать налево, если на дороге две или более полос в данном направлении. Однако по варианту 1 велосипеды и мопеды в любом случае не могут выехать на крайнюю левую полосу, из которой разрешается выполнять поворот налево и разворот.
- Если велосипедисты не могут удаляться от правого бордюра, то также теряет смысл и абзац 2 пункта 24.5 ПДД:
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
С одной стороны, движение колонны в два ряда допускается пунктом 24.5 ПДД. С другой стороны, второй ряд велосипедистов находится не у самого края проезжей части и это нарушение.
Таким образом, перечисленные несоответствия подтверждают, что при утверждении правил дорожного движения законодатели не хотели запрещать велосипедистам выполнять объезды и перестроения. Однако в разделе 24 этот вопрос учесть забыли.
Как ездить на велосипеде на практике?
Еще одна особенность ситуации с велосипедами заключается в том, что водителей данных транспортных средств штрафуют за неправильное расположение на проезжей части чрезвычайно редко. Поэтому невозможно понять, какого варианта в своей работе придерживаются сотрудники ГИБДД. Если Вас штрафовали за указанное нарушение, то прошу написать об этом в комментариях к данной статье.
Как показывает практика, расположение велосипедистов начинает интересовать полицию лишь в случае дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, какой бы вариант из приведенных выше Вы не выбрали, будьте предельно внимательны. Если Вы спокойно перестроитесь несколько левее для объезда припаркованных автомобилей а после этого вернетесь к правому бордюру, то никаких претензий к Вам не будет.
Ну а в завершение предлагаю написать в комментариях, какого варианта расположения велосипедов придерживаетесь Вы и почему.
Удачи на дорогах!
Копилефт
Представленная информация честно стырена с интернетов:
Автор: Максим Калашников
Дата: 10 июня 2020
Источник: pddmaster.ru